Что происходит на рынке корпоративных мессенджеров
Мировой рынок программного обеспечения для внутренних коммуникаций растет примерно на 13,2% в год и к 2029 г. составит $2,3 млрд. Сделать удобным общение с коллегами и клиентами стремятся как небольшие компании, так и корпорации. Люди все чаще общаются друг с другом по рабочим вопросам не очно и не по телефону, а через мессенджер. Мессенджеры постепенно вытесняют и электронную почту. В них гораздо удобнее и быстрее обмениваться сообщениями, документами, ссылками. Кроме того, использование смайликов и GIF делает коммуникацию более живой.
В России рынок корпоративных мессенджеров, как и других инструментов для бизнес-коммуникаций, переживает масштабные изменения. Это связано, с одной стороны, с укоренением удаленного режима работы, а с другой – с внешнеэкономическими факторами.
До самого последнего времени на российском рынке корпоративных мессенджеров доминировали иностранные компании. Около 20-30% занимал Teams — это неудивительно, ведь он входит в офисный пакет Microsoft. На долю популярного в среде ИТ-разработчиков мессенджера Slack приходилось около 2%. При этом множество компаний использовали в качестве корпоративного средства коммуникаций публичные WhatsApp и Telegram. По данным исследования, которое провело Агентство инноваций Москвы, в сторону специализированных корпоративных мессенджеров склонялись в основном крупные компании численностью более 3 000 сотрудников. Однако и среди них было достаточно сторонников WhatsApp и Telegram.
В феврале прошлого года иностранные компании начали уходить с российского рынка. MS Teams продолжил работать по оплаченной подписке, но продлить ее уже не получится. Slack сначала отключил пользователей, попавших под санкции, а теперь собирается закрыть доступ всем россиянам.
С публичными мессенджерами тоже складывается непростая ситуация. Даже если они устраивают компанию по функциональности, на первый план выходят вопросы безопасности и рекомендации регулятора. Так, 5 мая 2023 года Роскомнадзор опубликовал список зарубежных мессенджеров, в которых запрещено передавать платежные и персональные данные россиян. В числе прочих в список входят Whatsapp, Telegram, MS Teams, Snapchat, Discord, Skype.
Каким должен быть корпоративный мессенджер
Российские компании активно создают корпоративные мессенджеры — по данным Агентства инноваций Москвы, существует более 20 сервисов, которые уже вышли на рынок или готовятся сделать это в ближайшее время. У каждого их них есть сильные стороны — у кого-то это звонки на сотни сотрудников, у кого-то продуманный календарь, работа с файлами, широкие возможности для интеграции. Если собрать их воедино, получится сервис, способный конкурировать с MS Teams. Однако российского решения с такими возможностями еще не создали.
Помимо привычных функций, таких как текстовый и групповой чат, аудио- и видеозвонки, пересылка файлов без сжатия, от разработчиков корпоративных мессенджеров ждут дополнительных возможностей:
- интеграция в ИТ-инфраструктуру компании;
- управление доступом — настройка не только прав на управление чатами, но и оповещений, сроков жизни лицензий;
- создание чат-ботов;
- групповые видеозвонки;
- обновление контактов при появлении или увольнении сотрудников;
- быстрое создание календаря встреч и событий.
Мессенджер должен работать на любых устройствах и операционных системах. И, конечно, для заказчика важны информационная безопасность, в частности, способы аутентификации, шифрования и обработки данных, организации доступа, а также гарантии технической поддержки, продления лицензий или непрерывности доступа к облаку.
При этом задача кастомизации корпоративного мессенджера отошла на второй план — как правило, заказчики хотят получить простой и интуитивный интерфейс и стабильное подключение при любом качестве связи.
Именно такой мессенджер разрабатывает Webinar Group. По нашему замыслу, он станет основным средством коммуникации команд самого разного размера. Это облачное решение, а значит запустить его можно практически моментально. Кроме того, все базовые функции решения будут доступны пользователям бесплатно, что даст возможность подключить к нему неограниченное количество сотрудников, не задумываясь о стоимости лицензий. В платную версию войдут дополнительные инструменты: календарь, трекер задач, дэшборды и многое другое.
Сейчас наш корпоративный мессенджер находится на финальной стадии разработки, началось раннее тестирование. Уже реализованы функции звонков, групповые чаты, каналы и треды — они доступны в веб-версии и приложениях (iOS, Android, MacOS, Windows). В III квартале текущего года обновится дизайн, добавится аутентификация SSO и бесплатный Active Directory. А к концу 2023 года будут реализованы календарь, гостевые доступы, статусы и SDK-звонки.
Корпоративный мессенджер будет частью UCaaS-решения Webinar Group — единой точки доступа бизнеса к видеоконференциям, вебинарам, мессенджеру и телефонии, интеграции с SIP и с различными сервисами.
Источник: https://www.cnews.ru/news/